Как открыть табачный магазин
Несмотря на акцизы, борьбу с курением на законодательном и общественном уровне и снижение покупательской способности, в России по-прежнему много курят. Табачный бизнес процветает: регулярно открываются новые точки. Открыть такой магазин не слишком сложно, особенно, если стартовать под крылом франчайзера, купив франшизу.
В этой статье рассказываем, как открыть табачный магазин, и отвечаем на популярные вопросы по этой теме. Какие разрешения нужны на торговлю? На какую прибыль можно рассчитывать? Какие законодательные ограничения существуют?
Нужна ли табачному магазину лицензия?
Специальную лицензию для магазина сигарет и табака получать не нужно. Но есть другие требования:
- сигареты и табачные изделия, табак для кальяна, жидкости для вейпов и сами электронные сигареты – все это подакцизная продукция. Весь подобный товар в вашем магазине должен иметь акцизную марку. Любая табачная продукция без акциза – это контрафакт, продажа которого наказуема;
- сигареты, другие табачные изделия, табак для кальяна должны иметь цифровую маркировку (система "Честный знак"). В ноябре 2022 года эти же нормы заработают для вейпов и жидкостей для них.
Законодательные ограничения и другие нюансы
У табачного бизнеса есть много нюансов, связанных с его регулированием на государственном уровне. Больше всего ограничений связано с местом расположения магазина сигарет и табака. Нельзя реализовывать сигареты и другую табачную продукцию, а также устройства для ее употребления:
- в общественном транспорте, на вокзалах, в речных портах, метро и аэропортах. Исключение – магазины Duty-Free;
- в интернете или с доставкой;
- в торговых автоматах, на ярмарках и выставках;
- в больницах, реабилитационных центрах и других подобных учреждениях;
- в санаториях и санаторно-курортных зонах;
- в местах культуры и отдыха;
- в помещениях, где расположены органы самоуправления или власти;
- рядом с образовательными учреждениями (расстояние до точки продажи должно быть не менее 100 м);
- в киосках, ларьках и тому подобных архитектурных формах, куда покупатель не может войти.
Также запрещено продавать табачные и никотиносодержащие изделия и устройства для их употребления:
- несовершеннолетним (лицам до 18 лет). Предусмотрен крупный штраф (ИП – до 40 тыс. рублей, юрлицам – до 300 тыс. рублей), поэтому при любом сомнении лучше просить показать паспорт;
- без упаковки. Сигареты нельзя продавать поштучно, неполными упаковками и более чем по 20 штук в упаковке;
- в комплекте с другими товарами (в том числе в составе акционных предложений);
- со скидкой или по акции;
- с открытой выкладкой на витрине;
- с превышением максимальной цены, указанной на изделиях или на акцизной марке, или ниже установленной минимальной цены.
Рентабельность табачного бизнеса
Стоит ли открывать табачный магазин, учитывая столь жесткое законодательное регулирование? Да, этот бизнес по-прежнему доходный. Этому способствуют несколько факторов:
- Большой спрос. Несмотря на все меры, предпринимаемые государством, в России курит не менее 30 % населения, и этот показатель пока не снижается.
- Быстрая и недорогая регистрация бизнеса. Лицензий и особых разрешений не нужно, табачный магазин открывается в том же порядке, что и, к примеру, магазин сувениров.
- Растущая популярность кальянов и электронных сигарет. Это выгодная категория: наценка здесь в 2-3 раза выше, чем на обычные сигареты.
- Беспроблемный в хранении товар. Табачные изделия могут храниться довольно долго: для сигарет срок годности вообще не установлен, у кальянного табака это 1-3 года. Нет особых требований к условиям хранения: главное, чтобы было сухо. Очень низкие риски, что табак или сигареты через пару лет "выйдут из моды" или морально устареют. А значит, вы не рискуете потерять деньги, вложенные в товар, даже если какая-то позиция будет плохо продаваться.
- Возможность открыть магазин по франшизе. Это распространенная модель ведения табачного бизнеса. Поддержка франчайзера позволяет избежать многих ошибок на старте и связанных с ними расходов, выбрать оптимальную бизнес-модель, заключить более выгодные контракты с поставщиками.
- Быстрая окупаемость. В среднем, табачный магазин начинает приносить прибыль уже через 8-12 месяцев.
Сколько стоит открыть табачный магазин? Если взять мини-формат бизнеса, то первоначальные инвестиции обычно включают:
- Оплату аренды торгового места (первый и последний месяц) – от 20 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.
- Ремонт помещения (если нужно) – от 70 тыс. рублей до 200 тыс. рублей.
- Оформление магазина (мебель, оборудование, аксессуары) – около 210 тыс. рублей.
- Закупку товара – от 750 тыс. рублей до 900 тыс. рублей.
- Рекламу – около 60 тыс. рублей.
Если магазин открывается по франшизе, то сюда прибавляется еще разовый паушальный взнос (около 200 тыс. рублей).
Итого вложения на старте составят 1,3-1,6 млн рублей (с франшизой).
Плюс ежемесячно нужно будет также вкладываться в рекламу, а еще платить зарплату сотрудникам. Какое-то время такие расходы не будут покрываться выручкой, поэтому это тоже нужно отнести к инвестициям.
После выхода на окупаемость прибыль обычно составляет 80-200 тыс. рублей в месяц.
Пошаговый план открытия магазина
Что нужно, чтобы открыть табачный магазин:
- Зарегистрировать бизнес и получить все разрешения на работу.
- Арендовать место для торговой точки.
- Определить ассортимент.
- Купить оборудование и аксессуары для оформления магазина.
- Заключить договоры с поставщиками.
- Нанять персонал.
- Запустить рекламу.
В следующих разделах остановимся на каждом шаге подробнее.
Если открыть табачный магазин по франшизе, многие этапы можно будет пройти гораздо проще и быстрее. Например, с компанией S2B (Shisha to brothers) вы получаете:
- доступ к огромной базе знаний, с детальной информацией о запуске и ведении табачного бизнеса. Плюс франчайзер всегда готов ответить на вопросы;
- готовые наработки по оформлению магазина, макетов вывесок, контента для соцсетей и т. д.;
- доверие и льготные условия сотрудничества от поставщиков со старта: ведь вы действуете от имени известного бренда.
Кроме того, франшиза от компании S2B (Shisha to brothers) – это масса дополнительных важных выгод, о которых при открытии магазина обычно не задумываются: готовый сайт для презентации вашего ассортимента, готовая конфигурация в 1С с учетом особенностей табачного дела и т. п.
Шаг 1: Регистрируем бизнес, получаем разрешения
Чтобы открыть табачный магазин, прежде всего необходимо зарегистрировать сам бизнес. Быстрее и проще всего оформиться как ИП (индивидуальный предприниматель). Пошлина составляет всего 800 руб. Для оформления вам нужно будет выбрать вид налогообложения и обратиться в ФНС с соответствующим заявлением.
В заявлении на регистрацию нужно указать вид деятельности; он выбирается из специального классификатора. Для магазинов сигарет и табака это "47.26 Торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах". Если помимо табачных изделий и устройств для курения вы будете торговать чем-то еще, нужно будет указать дополнительные коды.
Далее необходимо:
- получить разрешение на работу от МЧС. Для этого предварительно потребуется оборудовать магазин по всем правилам пожаробезопасности: подключить сигнализацию, установить огнетушители и т. п.;
- уведомить Роспотребнадзор об открытии;
- оформить в магазине Уголок потребителя;
- выполнить требования СЭС: заключить договоры на дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию помещений, а также договор на вывоз ТБО;
- зарегистрировать в ФНС кассовый аппарат.
Шаг 2: Ищем место для торговли
Магазин сигарет и табака оптимально разместить:
- в спальных районах, вблизи многоэтажек;
- в местах, где много прохожих: на перекрестках, оживленных улицах;
- возле посещаемых мест: рынков, супермаркетов.
При этом нужно учитывать законодательные ограничения. С размещением на вокзалах, в местах отдыха и т. д. все сравнительно просто: вы исключаете эти места при выборе локации. Сложнее с правилом "100 метров до образовательных учреждений". Учтите, что это не только школы и детские садики. Это могут быть спортивные секции, кружки вышивания, курсы английского языка и т. д.
Также не стоит располагаться рядом с конкурентом: так вы будете фактически делить выручку на двоих.
Для выбора удобно использовать карту, отметив на ней все точки конкурентов, запрещенные для размещения места и образовательные учреждения. Вокруг последних очертите окружность с радиусом 100 метров, чтобы сразу исключить неподходящие для размещения области.
На заключительном этапе подбора обязательно пройдитесь по выбранным районам: оцените, сколько здесь прохожих; проверьте, нет ли учреждений образования, которых не было на карте.
Шаг 3: Определяем ассортимент
Для успеха табачного магазина важен разнообразный ассортимент. Желательно иметь не менее 100 наименований товаров. Рекомендуем:
- обязательно иметь в продаже электронные сигареты и жидкости для них, кальяны и кальянный табак. Спрос стремительно растет. При этом прибыль от их продажи часто превышает прибыль от продажи обычных сигарет благодаря высокой наценке на вейпы и кальянную продукцию;
- на 90 % наполнить ассортимент товарами из средней и эконом-категории. Остальные 10 % – самые дорогие и самые дешевые товары, их покупают редко.
Подбирая ассортимент, можно:
- пройтись по близлежащим точкам конкурентов и посмотреть ассортимент;
- обратиться за советом к поставщикам: они обычно в курсе спроса и могут порекомендовать топовые и ходовые позиции;
- обратиться за советом к своему франчайзеру. Он поможет подобрать ассортимент или даже представит рекомендуемый список закупок.
Также стоит дополнить ассортимент аксессуарами: пепельницами, зажигалками и т. д.
Шаг 4: Оборудуем и оформляем магазин
Какое оборудование и мебель вам понадобится для табачного магазина в минимальном формате:
- кассовый аппарат (его можно взять в аренду);
- сканер маркировки товара. Без него нельзя будет ни принять от поставщика, ни продать товар;
- терминал для оплаты банковскими картами;
- сейф;
- шкафы для хранения запасов товара;
- специальные закрытые стеллажи для выкладки сигарет, вейпов, табака и т. п. – всего того, что нельзя продавать на открытой витрине;
- витрины для аксессуаров;
- кассовая стойка, мебель для продавца;
- стенд для уголка потребителя.
Также необходимо оформить магазинную вывеску. Учитывайте, что любая реклама запрещена, поэтому ограничьтесь информативными надписями "Табак", "Сигареты" и подобными, без картинок и другой визуализации.
Шаг 5: Заключаем договора с поставщиками
Далее нужно заключить договоры на поставку. Выгоднее всего, конечно, закупки непосредственно у производителя, но они продают товар только большими объемами. Поэтому договоры заключают с локальными дистрибьюторами. Новичкам в бизнесе на первых порах дают не самые выгодные условия: сниженную цену можно получить только при закупке серьезных объемов. В этом случае выгодна франшиза: действуя от имени известного бренда, вы сразу получаете хорошие цены при адекватном объеме закупок.
Обязательно проверьте, чтобы на всю продукцию предоставлялся сертификат.
Шаг 6: Нанимаем персонал
На первых порах предприниматель может попробовать выполнять обязанности продавца самостоятельно. Это избавит вас от многих хлопот, связанных с наймом. Но если ваша точка работает 12 часов в день, вы, скорее всего, будете буквально жить на работе.
Зарплата сотрудника, в зависимости от региона, может составлять от 20 тыс. рублей до 60 тыс. рублей. Плюс вам нужно будет соблюдать различные требования законодательства:
- зарегистрироваться в ФСС;
- платить социальные взносы и НДФЛ в бюджет;
- подавать соответствующую отчетность;
- оформить сотрудникам санкнижки;
- следить, чтобы продавцы не перерабатывали: нанимать достаточное количество сотрудников для смен;
- оформлять и оплачивать отпускные и больничные.
Шаг 7: Продвижение
Реклама табачных изделий, вейпов, кальянов, табака для кальянов очень сильно ограничена: вы не можете вешать рекламные баннеры, раздавать флаеры, устраивать акции и распродажи, рекламировать ваш магазин через Яндекс.Директ или Google Ads, в Фейсбуке, ВК или "Одноклассниках". Но варианты продвижения есть:
- социальные сети. Посты должны быть не рекламными, а информационными;
- рассылки: можно делать информационные (не рекламные!) рассылки и только на аудиторию, от которой вы получили согласие на их получение. Рассылки могут быть по электронной почте, SMS, в мессенджерах;
- различные обзоры и сравнения – без элементов рекламы, исключительно информационные и познавательные.
Онлайн-торговля табаком запрещена, но вы можете использовать сайт-лендинг, сайт-визитку, на котором нельзя сделать заказ, но можно представить ассортимент продукции, разместить интересные статьи. Это не будет считаться торговлей.